Международная научная конференция

«Ксенофобия и экстремизм: глобальные вызовы и региональные тренды»

Авакьян Михаил Владимирович

Авакьян Михаил Владимирович, к.ю.н., директор Учебно-методического центра по профилактике терроризма Балтийского Федерального Университета им. Канта (Россия).

"Актуальные вопросы противодействия скулшутингу как одной из угроз экстремистского характера".

 

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА:

 

  1. Скулшутинг представляет собой продукт глобализации, под которым в широком смысле следует понимать случаи насилия в образовательной среде, когда учащийся совершает действия, направленные на причинение смерти или тяжкого вреда здоровью другим учащимся, профессорско-преподавательскому составу или организационно-управленческому персоналу образовательной организации. Еще 10 – 20 лет назад проблема скулшутинга была актуальна лишь в США, но за последние 10 лет случаи массовых расстрелов в школах распространились на страны ЕС, а затем в 2014 году нашли свое отражение в отечественной криминальной практике.

 

  1. формирование научно-практических рекомендаций по эффективному противодействию скулшутингу сегодня – невыполнимая задача. Комплексных или монографических исследований, посвященных правовому противодействию скулшутинга, в Российской Федерации нет. Существующие отдельные наработки по данной проблематике носят в большей степени теоретический характер, не опираются на результаты прикладных исследований и материалы судебной практики.

 

  1. В 2021 году при содействии сотрудников отдела комплексной безопасности образовательного процесса Министерства образования Калининградской области было проведено анонимное анкетирование 1649 учащихся и 323 преподавателей общеобразовательных школ региона по вопросам различных форм девиантного поведения в образовательной среде. В результате исследования было установлено, что 15% опрошенных учеников испытывают дефицит в коммуникации. Однако особую тревогу вызывает то обстоятельство, что 47% респондентов впервые узнали о криминальном феномене «скулшутинг» при прохождении анкетирования.

 

  1. Лица, ответственные за организацию и осуществление профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения девиантных идей в молодежной среде, не учитывают специфики проблем скулшутинга, рассматривая данное явление в качестве случаев проявления терроризма, или настаивают на детерминации данного феномена исключительно «воздействием современной массовой культуры».

 

 

  1. Анализ материалов судебной практики показал, что основным признакам скулшутинга, как криминального феномена, следует отнести: специфический субъект преступления (в качестве преступника выступает ученик или бывший учащийся образовательной организации); отсутствие строгой персонализации в объекте посягательства (конкретизация жертвы стирает грань между скулшутингом и уголовно-правовым конфликтом на бытовой почве); наличие всегда прямого умысла на убийство; особый механизм и место совершения преступления (предполагает заблаговременную подготовку к совершению преступления, связанную с приисканием оружия и доставкой его в образовательное учреждение, которое всегда является местом преступления).

 

  1. Детерминация скулшутинга находится в четырех основных сферах жизнедеятельности: школа, семья, личность, социальная динамика. Попытка иерархического распределения детерминантов или выделения одной, фундаментальной причины возникновения насилия в образовательном учреждении не конструктивна.

 

  1. Политическая мотивация в массовых расстрелах в стенах образовательных учреждений не прослеживается или носит, как минимум, второстепенный характер. Случаи скулшутинга нельзя рассматривать в качестве преступлений террористической направленности.

 

  1. Поиск террористической подоплеки у массовых убийств в школах, и, как следствие, попытка использования инструментария антитеррористической профилактики в рамках борьбы с проявлениями скулшутинга, снижает эффективность противодействия им, а в некоторых случаях может и вовсе причинить вред представителям молодежи.

 

 

 

ПАРТНЕР ПРОЕКТА