Международная научная конференция

«Ксенофобия и экстремизм: глобальные вызовы и региональные тренды»

Р. Г. Махмутова, Н. А. Шибанова

Р. Г. Махмутова,

Н. А. Шибанова

Казанский федеральный университет, г. Казань, Россия

garezeda@yandex.ru, natikur@mail.ru

 

Ограничения и возможности анализа радикализации мусульманок в России

 

Проблема радикализации женщин в целом, а мусульманок в частности в последнее время стало привлекать внимание научного сообщества и общественности, однако многие аспекты все еще нуждаются в тщательном исследовании. В настоящее время можно говорить об определённых попытках исследовать опыт жен боевиков, женщин-боевиков, «невест джихада», в тоже время анализ постконфликтной стадии участия женщин в деструктивных сообществах является прерогативой силовых структур и отделов аналитики. Опыт показал, что игнорирование женского аспекта в системе национальной безопасности привело к большим жертвам - в различных террористических и экстремистских организациях женщины составляют значительный процент участников и выполняют широкий круг функции, способствуя насильственной деятельности организации.

Выявление и дальнейшее блокирование причин и факторов радикализации женщины, мусульманки дает значимый социальный эффект, выводя из круга насилия не только саму женщину, но и ее детей - настоящих и будущих. Авторам известны кейсы, когда именно женщина становилась источником радикадизации всей семьи, и когда женщина инициировала дерадикализацию членов семьи. Таким образом, актуальность изучения радикализации мусульманок не вызывает сомнений, вместе с тем встречает на своем пути ряд трудностей.

Первая трудность заключается в закрытости информации, что, объясняется стремлением специальных силовых структур обеспечить национальную безопасность. Вторая сложность – отсутствие статистики по многим вопросам. Количество ранних браков мусульманок в различных регионах, количество полигамных исламских семей, количество женщин нуждающихся в социальной защите, убежище, психологической и медицинской помощи, мусульманок, подвергшихся домашнему насилию, испытывающих значительные финансовые затруднения, переживающих дискриминацию по половому, религиозному или иному основанию – точная информация по этим важным для понимания процесса радикализации вопроса, как правило, отсутствует.

Рост религиозности, исламский ренессанс, перешедший в исламский консерватизм, способствовали появлению религиозного фактора радикализации женщин. В этих условиях возникает еще одна сложность – закрытость, насторожённость религиозных лидеров при реагировании на религиозную полярность женских сообществ. Далеко не все религиозные лидеры готовы обсуждать данную проблему уммы, уделять дополнительное внимание женскому аспекту, «женским» запросам, пониманию важности, актуальности женских прав, прав мусульманок.

Женщины, пережившие опыт радикализации – важнейший источник информации, чей опыт может спасти ни одну жизнь. Однако эти женщины часто становиться изолированными, стигматизированными, и как следствие закрытыми, неготовыми вновь переживать свои травмы, ошибки, беды. Перечисленные трудности не являются непреодолимыми, и исследователи вырабатывают  подходы и к мусульманкам, и религиозным деятелям. Кроме того, исследователи привлекают широкий комплекс источников, которые делаю картину радикализации более полной. К таким ценным источникам можно отнести деятельность кризисных центров, анализ образовательных программ для женщин религиозных учебных заведений (наличие и раскрытие проблемы самопомощи в сложной ситуации, при угрозе духовной безопасности, развитие у обучающихся коммуникативных навыков и таких качеств, как осознанности, субъективности, ответственности и др.). Анализ наличия, реализации и эффективности программ по адаптации женщин вовлеченных в террористические сообщества, имевших опыт радикализации, оценка готовности их к социальному взаимодействию, опыта оказания им юридической, финансовой, социально – психологической поддержки позволит расширить представления о методологии радикализации. Мониторинг наличия интереса к запросам таких женщин со стороны местного самоуправления, сферы образования и здравоохранения будет способствовать пониманию готовности властей и общества взаимодействовать с данной категорией женщин.

Таким образом, активная гражданская позиция ученых, внимание к проблеме радикализации мусульманок, поиск источников информации, ее анализ и систематизация, рассмотрение уникального опыта женщин и их семей, практик работающих с ними общественных организаций, религиозных деятелей, государственных учреждений, силовых структур, способствует разработке эффективного инструментария изучения данной проблемы и формулированию рекомендаций по поддержанию мира и согласия внутри человека, семье, обществе.

 

 

ПАРТНЕР ПРОЕКТА