Международная научная конференция

«Ксенофобия и экстремизм: глобальные вызовы и региональные тренды»

Саламат Малабаев

Саламат Малабаев, к.и.н., ст. преподаватель Кыргызского государственного университета геологии, горного дела и освоения природных ресурсов (Кыргызстан).

Тема: «Изменения исторической памяти как одна из причин развития ксенофобии и экстремизма в Кыргызстане».

        

В XXI веке ксенофобия и экстремизм в Кыргызстане получили развитие и этому способствовали многие факторы, как политического, так и социально-экономического факторов. Кыргызстан является многоконфессиональной страной, однако религией большинства населения является ислам, наряду с ним есть и христианство и другие религии. Государство является светским, однако руководители страны, нарушая государственную этику и законы отдают предпочтение исламу. «Ползучая исламизация» началась с эпохи суверенитета, но получила большее развитие после событий 2005 и 2010 годов. Одним из инициатив бакиевского правления была попытка введения института многожёнства министром юстиции М. Кайыповым, но безуспешная. В последующем, президент Кыргызстана Атамбаев А.Ш. в своё время совершил хадж и построил в столице мечеть, другой президент Жээнбеков С.Ш. сказал на открытии мечети: «В Кыргызстане мечетей больше, чем школ. Это хороший показатель». В стране в некоторых местах имеют случаи отрицательного отношения к баптистам, не разрешают хоронить в мусульманских кладбищах в регионах, оскверняют христианские кладбища, имеет место бытовой национализм. Политика руководства страны в религиозной сфере также является почвой для развития ксенофобии и экстремизма, так как граждане других конфессий чувствуют себя некомфортно в такой религиозной ситуации и это одна из причин массового оттока европейского населения.

Одним из важных факторов способствующих возникновению ксенофобии и экстремизма являются проблемы в образовательном процессе. В Кыргызстане в 2019 году поднимался вопрос депутатом А. Сулаймановым о введении латиницы вместо кириллицы и это предложение поддерживал тогдашний министр образования и науки К. Исаков. 

Другой причиной всплеска ксенофобии и экстремизма является изменения исторической памяти с помощью новых исторических идеологем. В школьных и вузовских учебниках истории (учебники Иманкулова М.К. за 9 класс, вузовский учебник Асанканова А.) утверждаются тенденциозные и одиозные установки, о том, что Кыргызстан был колонией царской империи и во время восстания 1916 года проводился геноцид кыргызского народа.

В СССР Кыргызстан признавался колонией царской России, однако советские учёные обоснованно делали упор на прогрессивное значение присоединения Кыргызстана в состав России и не писали о геноциде кыргызов в 1916 году. Учёные-историки суверенного Кыргызстана делают упор, о том, что вхождение Кыргызстана в состав России было не добровольным, а завоевательным предприятием царской империи.

В отечественной науке устоялась концепция, о том, что Кыргызстан в годы царской власти был колонией империи и что трагические события 1916 года были антиколониальным восстанием, архивные документы доказывающие, о том, что империя проводила прогрессивные изменения не стараются не рассматриваться официальной исторической наукой. Однако архивные данные найденные Малабаевым С.К, свидетельствуют о том, что с годами в колонии проводились позитивные изменения и где кыргызы со временем получали равные права с переселенческим населением. Архивные данные говорят о том, что Империя проводила социальные реформы в Кыргызстане которые положительно сказывались на настроении местного населения. Особенно заметными были реформы в области медицины. Местное население обращалось к властям с просьбой об открытии больниц. 12 февраля 1901 года кыргызы Ошской волости писали: «19 февраля сего 1901 г. исполнится 25 лет со дня водворения в крае полного спокойствия и законности под великой державой Великого Белого Царя. В память этого дня мы, выборные от земледельцев г. Оша в числе 75 человек, посоветовавшись с представителями прочих волостей уезда, решили на волостном съезде: просить о разрешении построить в г. Ош для наших жен и малолетних детей особую от мужской туземную женскую лечебницу, с кроватями для приезжающих больных и рожениц, по одной на волость». Царские управленцы к их чести пошли навстречу и открыли больницу, где «пользование в лечебницах, как на постоянных кроватях, так и амбулаторных больных производится бесплатно. А ведь в советской историографии была утверждена точка зрения, о том, что медицина и образование стали бесплатными только в советскую эпоху. Интересно отметить, что в царское время в г. Ош была бюджетная статья «лечение неимущих больных» на которую отпускались немалые средства. Беднейшим слоям населения при невозможности оплаты за услуги здравоохранения выдавались «удостоверения о бедности» по которому они освобождались от платы за лечение. Примечательно то, что местные власти выдавали удостоверение по бедности предварительно ознакомившись с материальным положением человека. Документ гласит: «1908 года января 30 дня, я Старший Аксакал г. Оша удостоверяю, что житель г. Оша Ташбай Курманов не имеет средств уплатить за лечение и содержание его в Ошской городской больнице» [7, л. 50]. В результате Ташбай Курманов был освобожден от платы за лечение. Такие же удостоверения получало и переселенческое население, а оплата за услуги, например в области медицины, была равной между коренным и переселенческим населением. Полицейский пристав города Ош выдал удостоверение в котором значилось: «Я, Полицейский пристав гор. Оша удостоверяю, что Александра Николаевна Трусова не имеет средств уплатить за лечение и содержание её в Ошской городской больнице за декабрь месяц 1907 года в сумме 1 руб. 47 коп».

         С эпохи суверенитета историческая память меняется в кардинальном отношении: кыргызы утверждаются одними из древнейших народов, не только Средней Азии, но и мира.          Особенно негативно, что взрослое поколение начинает пропаганду превосходства нации. В 2015 году на главном госканале председатель Национального союза писателей Кыргызстана Абдрахман Алымбаев заявил о превосходстве кыргызов над другими народами. Изменения исторической памяти в Кыргызстане происходят неоднозначно и недифференцированно. С эпохи суверенитета началась реабилитация басмачей, часть борьбы которых назван периодом национально-освободительного движения, идёт постепенная реабилитация Туркестанского легиона, а в 2019 году 15 депутатов Жогорку Кенеша инициировали законопроект о реабилитации Туркестанского легиона, что вызвало негативную реакцию со стороны Коммунистической партии Греции, где ещё жива историческая память о жестокостях Туркестанского легиона на территории Греции.                                  

Историческая память легко меняется с помощью внешних и внутренних сил, однако к сожалению история теряет свою объективность и служит лишь инструментом для решения как внутренних так и внешних задач. 

ПАРТНЕР ПРОЕКТА