Международная научная конференция

«Ксенофобия и экстремизм: глобальные вызовы и региональные тренды»
Шнирельман Виктор Александрович
Шнирельман Виктор Александровичд.и.н., Институт этнологии и антропологии РАН, главный научный сотрудник (Москва, Россия)

Шнирельман Виктор Александрович,

1949 г. р. Доктор исторических наук. Главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН (Москва 119334. Ленинский просп. 32-А). Действительный член Academia Europaea. Научные интересы: национализм, расизм, антисемитизм, этнические конфликты, социальная память, неоязычество, эсхатология, конспирология.

Автор более 500 научных публикаций, включая более 30 книг, в том числе, Аграрная эволюция. От раннеземледельческой общины до стратифицированных обществ. М.: ЛЕНАНД, 2020; Три мифа о заговоре: антисемитская пропаганда в современной России. Москва: Общероссийская общественная организация «Юристы за права и достойную жизнь человека», Academia, 2017; «Колено Даново: эсхатология и антисемитизм в современной России». М.: ББИ, 2017; Арийский миф в современном мире. М.: НЛО, 2015. Т. 1-2; Хазарский миф: идеология политического радикализма в России и ее истоки. М.: Мосты культуры-Гешарим, 2012; «Порог толерантности»: Идеология и практика нового расизма. М.: НЛО, 2011. Т. 1-2; Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. М.: НЛО, 2006; Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: ИКЦ Академкнига, 2003; «The Myth of the Khazars. Intellectual Antisemitism in Russia, 1970s – 1990s» (Jerusalem, 2001); «The Value of the Past. Myths, Identity and Politics in Transcaucasia» (Osaka, 2001); «Who Gets the Past? Competition for Ancestors among non-Russian Intellectuals in Russia» (Washington, Baltimore, London, 1996); У истоков войны и мира (1994); Возникновение производящего хозяйства (1989); Происхождение скотоводства (1980). Один из авторов трехтомника «История первобытного общества» (1983-1988). Составитель и один из авторов сб. «Неоязычество на просторах Евразии» (2001).

Героическое прошлое: ксенофобская пропаганда и символический язык. Доклад на международной научной конференции «Ксенофобия и экстремизм: современные тренды на пространстве ОБСЕ», Москва, 26 октября 2021 года

 

Тезисы

 

Как известно специалистам, те, кто разжигают ксенофобские настроения, стремятся воздействовать, прежде всего, на эмоции публики и прибегают для этого к весьма широкому набору средств. Кроме того, чтобы избежать угрозы судебного преследования, многие современные радикальные идеологи стараются соблюдать осторожность. Они пытаются избегать откровенных расистских высказываний и заменяют их средствами наглядной агитации (схемами, карикатурами), а также эвфемизмами, метафорами, отсылками к известным мифам, которые они сами и сочиняют, упоминанием ключевых терминов, связанных с этими мифами и т.д.

В настоящем докладе я рассмотрю некоторые особенности символического языка и покажу, как именно он используется в различных контекстах – в России и в ряде европейских стран. Речь пойдет об апелляции к образам прошлого, призванным оправдать ксенофобские настроения и легитимировать жесткую политику в отношении Чужаков.

ПАРТНЕР ПРОЕКТА