Мероприятия и Презентации
Круглый стол «Вопросы противодействия экстремизму в студенческой среде».
07.06. 2022 года в Москве при поддержке ЦИЭР совместно с Ассоциацией Негосударственного Образования и при поддержке Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова состоялся круглый стол «Вопросы противодействия экстремизму в студенческой среде».
В условиях обострения экстремистской и террористической опасности в РФ вопрос о профилактике экстремизма среди молодежи, в том числе студенческой молодежи, является одним из наиболее важных. Правовой основой борьбы с экстремизмом и терроризмом в РФ является Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 35-ФЗ. Существует также целый ряд регламентирующих документов, регулирующих работу в этой области. Это "Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года", последние изменения в которую были внесены Указом Президента №344 от 29 мая 2020 г., а также "Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы", который был утвержден президентом В. В. Путиным 28 декабря 2018 года. Эти документы предусматривают профилактические меры противодействия экстремизму, среди которых мониторинг проявлений экстремизма, в т.ч. в сети Интернет, информирование граждан о рисках экстремистской направленности, межведомственное взаимодействие государственных органов и институтов гражданского общества и т.д. Для нас, как представителей высших учебных заведений, важно создать на этой правовой и регламентирующей базе действенные механизмы противодействия экстремизму в студенческой среде.
Российский и мировой опыт показывает, что студенты, особенно иногородние, оторванные от дома и родительского присмотра, наиболее часто становятся объектами идеологической обработки экстремистов. Социальная природа и отчасти психологические особенности студентов, их неполная трудовая занятость и повышенная потребность в общении, самоутверждении и завоевании внимания со стороны других членов общества, отчасти объясняют стремление молодых людей к объединению в неформальные сообщества, которые могут носить радикальный или экстремистский характер. Причем, как правило, участники таких групп редко имеют полное понимание того, чем занимается их группа и кто руководит ее деятельностью. Они во многом ориентируются только на внешние проявления неформального движения, а именно на громкую фразеологию лозунгов, внешнюю атрибутику (отличительные знаки членов групп) и пр. Важно при этом понимать, что во многих случаях мы имеем дело с внешним источником экстремистских взглядов, поэтому данная проблема носит транснациональный характер.
Кроме того, учитывая разнообразный этнический и религиозный состав студенческой среды в России, здесь существует потенциальный риск межнациональных и межрелигиозных столкновений, в основе которых может лежать обычный бытовой конфликт. Особенно актуальным этот вопрос становится в период проведения спецоперации ВС РФ на Украине, когда следует ожидать провокаций, направленных на подрыв межэтнического и межрелигиозного единства российского общества.
Цель профилактики экстремизма в российских вузах – предотвратить радикализацию членов студенческого сообщества. Объектом профилактической работы являются студенты, которых условно можно разделить на следующие категории:
- потенциальные объекты радикальной пропаганды, которые могут быть объектом идеологической обработки со стороны экстремистов (большинство);
- молодые люди, попавшие под влияние экстремистов в силу тех или иных обстоятельств, но еще не вставшие на путь радикализации;
- вставшие на путь радикализации, но желающие вернуться к нормальной жизни;
- выбравшие путь радикализации и желающие пройти его до конца и активисты радикальных и экстремистских организаций, занимающиеся идеологической обработкой сокурсников.
Очевидно, что каждая такая группа нуждается в дифференцированном подходе и разных, зачастую междисциплинарных методах профилактической, а в последнем случае - и правоохранительной работы.
Понимание этих особенностей требует разных методик и форм организации работы. В большинстве случаев российские вузы практикуют сегодня коллективные методы работы, направленные исключительно на первую категорию, поскольку все остальные группы нуждаются в индивидуальном и междисциплинарном подходе с участием не только специалистов по воспитательной работе, но и педагогов-психологов, социальных, возможно медицинских работников, представителей правоохранительных органов, религиозных организаций и пр. Более того, эта работа должна быть адаптирована к российским условиям.
Именно эти вопросы и стали предметом обсуждения круглого стола, который прошел в смешанном формате и в котором приняло участие 150 человек.
- Основные дефиниции экстремизма в современной науке.
- Экстремизм, радикализм, ксенофобия, преступления ненависти, геноцид и другие смежные понятия – причинно-следственные связи, общие и отличительные черты.
- Предпосылки и формы экстремизма, модели формирования экстремистских групп в разных странах.
- Риски непринятия мер по борьбе с экстремизмом.
- Мировые тенденции в антиэкстремистском законодательстве и правоприменительных практиках.
- Динамика ксенофобских настроений в современном обществе.
- Динамика преступлений экстремистского характера. Общие тенденции.
- Роль цифровых технологий в радикализации общества.
- Современные тенденции в деятельности экстремистских организаций. Правые и левые экстремисты. Исламизм.